Косметология
Устранение эстетических проблем, связанных с кожными покровами человека
Подробнее
Взрослые специалисты
Команда врачей высшей квалификационной категории и кандидатов медицинских наук
Подробнее
Детские специалисты
Врачи, которые стоят на охране здоровья ребенка с момента его рождения
Подробнее
Функциональная диагностика
Диагностика и оценка заболеваний организма с помощью инструментальных методов исследования
Подробнее

Детская нервность и психосоматические заболевания

Общие данные
Первые проявления психосоматических состояний взрослого человека, как правило, имеют корни в детском возрасте. У каждого пятого ребенка неустойчиво артериальное давление, и это нередко начало гипертонической или гипотонической болезни взрослого; каждый четвертый ребенок нуждается в наблюдении кардиологов, гастроэнтерологов, пульмонологов и эндокринологов с риском перехода с этими нарушениями под наблюдение взрослой поликлиники. Атеросклероз сосудов начинается нередко в 12-14 лет, а вегетативная дисфункция (психовегетативный синдром) омрачает детство многих детей и каждого третьего подростка.
Причины появления психосоматических заболеваний у детей сложны. Генетическая предрасположенность, вредные воздействия в первые месяцы беременности, когда формируются внутренние органы, стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни, тонкие эндокринно-гормональные и биохимические сдвиги в организме играют важную роль в данной проблеме. Та или иная система организма ребенка может оказаться врожденно или прижизненно ослабленной. Однако во всех случаях при психосоматических заболеваниях на первое место как их основная причина выходят неблагоприятные особенности формирующейся личности, препятствующие нормальной адаптации ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, среди сверстников, и тягостные переживания, психическая травматизация.
В самом общем виде основная причина психосоматических заболеваний: неблагоприятные тенденции века и сниженная приспособляемость ребенка к этим тенденциям, обусловленная врожденной психофизической недостаточностью, неправильным воспитанием и неблагоприятными условиями его жизни. На ребенка, как и на взрослого, воздействует пресс психоэмоциональных перегрузок, характерный для конца XX - начала XXI веков. Нервничают, нестабильны родители - нервничает и нестабилен ребенок. Напряжен темп жизни матери - торопят, тормошат, рано поднимают с постели и ребенка. Имеют место и специфические тенденции века. Чрезвычайно перегружена школьная программа, и дети проводят за партой, письменным столом восемь-десять часов в сутки. Задается темп учебы, непосильный для медлительных, ослабленных и уставших. Жесткая оценка успехов, разделение детей на "способных" и "малоспособных" вносят в жизнь ребенка конкурсную гонку, нервозность, честолюбивые переживания, порождая нередко озлобленность или депрессивность, чувство вины.
Усложняются семейные отношения, а страдают от этого в первую очередь дети. Усложняются и отношения между детьми, отражая напряженность межличностных отношений взрослых. Растет ответственность за поступки, и с детей спрашивают за провинности без учета их возраста, детской живости, эмоциональности и непосредственности, без учета неспособности ребенка предвидеть последствия своих поступков. В школе и семье не учитывается индивидуальность ребенка, и его реакции, поведение пытаются стандартизировать, что однозначно ведет к ломке его натуры, и как следствие - к болезням души и тела. Информационный шквал, истязающий психику даже взрослых людей, тем более непосилен для психики ребенка.
Каждый педагог требует успешного усвоения своего предмета, а у детей различны способности к ним. Взрослые выбирают профессию по склонностям и способностям, а дети должны успевать и по гуманитарным, и по точным предметам. Один ребенок плачет перед уроком математики, другой - перед уроком литературы или физкультуры. Перед детьми встают недетские проблемы, при том, что переживаются они инфантильно. Взрослый может уйти, убежать от невыносимой для него ситуации на работе или в семье, а ребенку этого не дано. И дети страдают, страдают более, чем взрослые. И они самолюбивы, и у них есть чувство достоинства. Оно врожденно. И детство, которое должно быть счастливым, счастливое отнюдь не у всех детей.
Ко всему этому ребенку уделяется все меньше внимания. Его кормят, о нем как будто заботятся, но его не понимают и не уделяют достаточного внимания его проблемам и переживаниям, которые представляются взрослым мелкими, несерьезными. Однако для ребенка это тяжкие проблемы и переживания. И у детей все чаще отмечаются случаи ожесточения, агрессивности или чувства одиночества, тоски и вины, унижения, отчаяния, неудачливости, депрессии и даже попыток самоубийства.
Одни дети протестуют, отказываются посещать дошкольное учреждение или школу, агрессивны в семье; другие капитулируют, становятся; третьи испытывают страхи, впадают в невроз; четвертые, не зная счастья и безмятежности детства, включаются в борьбу за отличную успеваемость, за первенство в классе, за престижную школу, за лидерство. Но все они без исключения страдают от этого.
Так, к примеру, у последних, как будто социально благополучных, формируется личностный радикал, характеризующийся замкнутостью, упорством, бескомпромиссностью, ожесточенностью, высокой требовательностью к себе, обидчивостью и ранимостью, болезненным самолюбием с обострением чувства достоинства, затаенной неуверенностью в себе со сверхцелью преодолеть ее и победить в борьбе с самим собой и неблагоприятными обстоятельствами или, напротив, личностный радикал с непоколебимой верой в себя и тенденцией к ожесточенному преодолению неблагоприятных обстоятельств и трудностей. И ребенок, подросток с таким личностным радикалом или действительно побеждает, но ценой "самоедства", самосжигания, или может в конце концов капитулировать перед трудностями, однако, капитулировав, он страдает втройне и разрушает свой организм непосильным для него переживаниями.
Недооценка психического состояния ребенка, его переживаний недопустима. Без понимания и учета этих переживаний невозможна профилактика психосоматических болезней и их преодоление. Ситуация, когда родители, если у ребенка болен желудок, убеждены в необходимости лечения только желудка, забывая, что нет изолированно больного желудка в целостном организме, непростительна. Забывая о неразрывной связи психического и телесного, используют лекарства "для желудка", держат ребенка на диете, добиваются путевки на курорт, но, оставляя в неприкосновенности основную причину болезни - переживания ребенка, не излечивают, а лишь залечивают его психосоматическое заболевание, поскольку это не желудок плохо переваривает пищу, а ребенок ест себя поедом.
К возникновению психосоматического риска ведет прежде всего неправильное воспитание. Это, во-первых, дети, ставшие жертвами - и другого слова не найдешь - эгоцентрического воспитания. Им привили мысль, что они способнее, умнее других, а потому имеют право на большее. На вопрос, кем они хотят стать, такие дети убежденно заявляют: космонавтами, командирами, артистами, писателями. Другое для них неприемлемо. Обычный мальчишка хочет стать шофером, и верх его честолюбия - стать шофером пожарной машины. Обычная девочка, как правило, искренне смущается при таком вопросе, ибо не задумывалась над ним, или робко говорит о намерении стать врачом, учительницей, воспитательницей в детском садике. Дети же, воспитывающиеся эгоцентрически, ожесточенно соперничают со сверстниками, начиная с детского садика (чаще девочки). Мальчики, как правило, позднее включаются в подобную борьбу.
У таких детей завышена неосознаваемая самооценка. Они страдают, если воспитательница редко хвалит их, а за порицание и низкую оценку их усилий непримиримо, не по-детски не любят ее, завидуя тем и всерьез враждуя с теми, кто их опережает.
Чем слабее способности, тем ожесточеннее в таких случаях борьба и тем сокрушительнее психосоматические последствия.
Второй вариант пути к психосоматическому риску чаще всего обусловлен воспитанием по типу неприятия. Оно формирует заниженную неосознаваемую самооценку. Однако в данном случае ребенок не примиряется с ней. Напротив, ощущение ущербности ожесточает его, вызывает чувство протеста. То же самое может наблюдаться при наличии объективного психофизического дефекта. И непринимаемый ребенок осознаваемо и неосознаваемо стремится доказать, но - в отличие от первого варианта - уже самому себе, что он стоит большего признания.
У него подавлен инстинкт самосохранения, обострено до болезненности чувство достоинства. Он мучительно самолюбив как раз от переживания ущербности. И не завидует одаренным, но признает их преимущество. Он не враждует, а стремится не уступить, догнать, обойти. В конце концов переживания, неудачи надламывают его. Он устает, надрывается.
Третий вариант пути к психосоматическому риску имеет место при сверхсоциализации ребенка. Ребенок принял установки родителей на социальный успех как самодовлеющую ценность. Он запрограммирован как робот на роль пай-мальчика или пай-девочки и перепрыгивает через детство. Детства нет, сверстники "плохие, глупые", и он общается только со взрослыми или со столь же "серьезным" однолеткой, как и он. Речь идет не о честолюбии. Такой ребенок просто не мыслит другого пути. Он чрезмерно ответственен. Все у него взрослоподобно - устремления, переживания, реагирование. И у него болезни взрослого возраста. Внутреннее напряжение, недетские переживания приводят такого ребенка к нервности еще в старшей группе детского сада. Что-то не удается, противоречит его настроенности, и он раздражается, страдает от бессонницы. У него чаще всего общие нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, неустойчивость артериального давления, намечаются предвестники нарушений со стороны сердца, вегетативная дистония.
И, наконец, при тревожно-мнительном воспитании в случае следования по пути психосоматического риска наблюдается тревожное восприятие неудач, мнительность в отношении сверстников, воспитателей, учителей. Такой ребенок не честолюбив и не завистлив. Он как известный пескарь, который дрожал всю жизнь; он тревожен, мнителен, боязлив, принимает все близко к сердцу, ждет неприятностей, бед. Он опасается сверстников, боясь унижения, и школы, где ожидает неудач. Чтобы обезопасить себя от неприятностей, он старается больше всех, готов не спать, чтобы все успеть. Его гонит страх совершить ошибку, и он пытается превзойти самого себя. Этот ребенок в группе риска по сердечно-сосудистым заболеваниям, болезням почек и легких.
Что же следует предпринять родителям? Они должны своевременно заметить начало психосоматического развития. Необходимо устранить неправильное воспитание, начиная перевоспитание с самих себя. Других путей нет. Психокоррекционные воздействия вытекают из описания механизмов возникновения психосоматических состояний. Чтобы понять эти механизмы, предотвратить психосоматическое развитие у детей, следует более углубленно вникнуть в эту проблему.
Клинический психолог медицинского центра «Белая клиника» проводит консультации по вопросам развития ребенка, условия формирования его, как личности.
Клинический психолог медицинского центра «Белая клиника» Нестеренко Т.И.

Возврат к списку